Индивидуальная гигиена полости рта является, безусловно, основным методом первичной профилактики заболеваний пародонта.
Однако понятие «качественная индивидуальная гигиена полости рта» предполагает корректное выполнение следующих моментов:
• регулярная и правильная чистка зубов;
• использование качественных зубных щеток и паст;
• использование дополнительных средств профилактики (флоссы, межзубные ершики, ирригаторы, приспособления для очищения языка и др.).
Однако при безусловном приоритете индивидуальной гигиены полости рта, как указывалось выше, следует уделять самое пристальное внимание устранению и тех клинических ситуаций, которые либо резко снижают ее результативность, либо не позволяют достичь желаемого эффекта. В частности, к ним относятся:
• зубочелюстные аномалии;
• дефекты пломбирования, протезирования, ортодонтического лечения;
• нарушение архитектоники прикрепления мягких тканей преддверия полости рта;
• наличие супраконтактов и отсутствие физиологической истираемости эмалевых бугров после 25 лет.
Именно поэтому в перечень мер первичной профилактики и входят вмешательства, направленные на устранение (либо существенное снижение степени влияния) перечисленных ситуаций.
Наши собственные исследования показали, что после подробного инструктажа подавляющее большинство пациентов могут освоить технику качественной чистки зубов. Однако практически все взрослые лица постоянно выполняют ее в течение от 1,5 до 3 мес. После этого, как правило, они теряют мотивацию и возвращаются к привычной (некачественной) чистке. Такая реальность (притом, что на словах все пациенты детально излагают все тончайшие сведения о правилах чистки и самых последних средствах гигиены и убеждают, что они так и делают) дает основание для того, чтобы весьма скромно оценить прогноз индивидуального обучения взрослых лиц и искать пути, которые позволят реализовать поистине великий потенциал индивидуальной гигиены. Еще один факт убедил нас в правомерности такой необходимости: оказалось, что только учащиеся первых классов в точности выполняют все указания инструктора. По мере их взросления, уже во втором классе они все бодрее излагают правила чистки и все хуже их выполняют. Следовательно, актуальны сразу две задачи.
1. С какого возраста следует начинать гигиеническое обучение, чтобы уроки обучения обеспечивали максимальную мотивацию на всю жизнь?
2. Как часто следует повторять процесс индивидуального обучения и контроля, чтобы человек фактически постоянно выполнял необходимые требования?
Основываясь на собственных данных, которые очень согласуются с мнением специалистов-гигиенистов, мы полагаем, что детей обучать правилам гигиены полости рта и контролировать ее качество необходимо с возраста 2—3 лет. Причем с первого года родители должны сами чистить ребенку зубы, а как только ребенок овладеет приемлемыми мануальными навыками, важно обучить ребенка не только технике ухода за полостью рта, но и воспитывать у него осознание важности строгого его соблюдения (т. е. мотивацию). Однако реально на результат можно рассчитывать лишь в случае, если окружающие ребенка взрослые, в первую очередь родители, будут делать то же самое. В противном случае эффект усилий будет нулевым, так как дети копируют поведение взрослых.
Что же касается взрослых (тут наши результаты опять же совпадают с данными других специалистов), то после обучения и еженедельного контроля в течение 1 мес. в последующем повторные осмотры с демонстрацией состояния гигиены с помощью красителя (иначе пациент не будет убежден в необходимости улучшения гигиенического ухода) следует проводить не реже 1 раза в 3 мес. до достижения качественного ухода за полостью рта.
Кстати, именно реальные сложности привития самого, казалось бы, элементарного понятия о необходимости регулярной чистки зубов и показывают, что решение этой задачи в должных масштабах возможно (опять же на деле эти возможности окажутся куда скромнее гипотетических) только при том условии, что индивидуальные усилия специалистов найдут поддержку в самых широких средствах массовой информации: телевидение, радио, причем в передачах, ориентированных специально на различные возрастные группы населения.
Таким образом, индивидуальная образованность и мотивация в отношении гигиенического ухода за полостью рта могут дать максимально возможный результат только в случае одинаково интенсивного и направленного обучения — индивидуального, коллективного, массового.
Только после успешного решения перечисленных задач первого этапа есть надежда получить ожидаемый эффект конкретных средств и методов профилактики, которые также носят индивидуальный, коллективный и массовый характер.